Задача об экономичном раскрое
Выпуск рулонов дает и другие выгоды. Возрастает производительность станов непрерывной прокатки вследствие применения слябов повышенного веса.
У завода-потребителя в 3-4 раза сокращаются трудовые затраты на изготовление полотнищ, количество типоразмеров листового и сортового проката и т. д. В станкостроении расход проката относительно невелик: в среднем он составляет 10-15%. Однако и здесь удается получить значительную экономию металла, улучшая раскрой листовой стали и используя отходы для штамповки мелких деталей.
В последние годы на автомобильных и тракторных заводах вместо ранее применявшихся раскроев на полосы (при штамповке одноименных деталей и смешанного способа при штамповке разноименных деталей) успешно внедряется так называемый групповой метод раскроя.
Все заготовки для раскроя делятся на 3 группы в соответствии с геометрическими размерами. Крупные заготовки выкраивают из листа, средние из оставшихся полос, а малые — из отходов, образовавшихся после первых двух раскроев.
Опыт московских автомобильных заводов свидетельствует о том, что при этом снижается на 6;-12% расход металла, уменьшается количество обрезков, на 5-15% сокращается трудоемкость раскройных работ и, наконец, в 5-6, раз уменьшается потребность в картах раскроя. Для использования резервов экономии металла важное значение имеет также непосредственный контакт машиностроительных заводов с металлургическими.