Технологические процессы получения заготовок из сортового и листового проката
Кардинальное решение вопроса об экономическом раскрое металла для крупногабаритных деталей состоит в применении рулонов. При их использовании площадь раскраиваемого металла увеличивается в 10-50 раз, длина бесшовных деталей вместо. 6-8 может составить 30 м, а резервуаров — 65 м. В связи с этим небезынтересно следующее сопоставление.
Завод Запорожсталь поставляет Ленинградскому вагоностроительному заводу им. Егорова листы 2X1250X2500 мм. Изготовляя крыши пассажирских и почтовых вагонов, завод расходует на одну крышу 27 листов, кромки которых обрезаются на гильотинных ножницах.
Некоторые листы разрезают пополам вдоль, чтобы, потом выкроить 18 одинаковых деталей. Если покрывать вагоны листовой сталью из рулонов, то крышу можно было бы сделать не из 36, а всего из 3 деталей длиной 22 ж. При этом завод Запорожсталь сберег бы 4-5% металла путем раскроя листов мерных размеров из рулонов непосредственно, в листопрокатном цехе, а вагоностроители, в свою очередь, сумели бы более чем вдвое уменьшить технологические припуски нахле-сточных стыковых швов, снизив их с 3,5 до 1,6%. Концевые отходы рулона, составляющие около 1% (40 кг), вагоностроители могли бы использовать на поделку мелких деталей, тогда как в листопрокатном цехе такие обрезки идут в шихту на переплавку.
В итоге, поставщики и потребители сберегли бы 70-80 кг металла на тонну проката.