Степень использования унифицированных узлов
На самом же деле, поскольку этот показатель должен характеризовать степень повторяемости деталей в конструкции, ни тот, ни другой способы его определения нельзя признать удовлетворительными. Допустим, что нужно по этому показателю сравнить две машины А и В, каждая из которых имеет по 100 деталей, но в одной А применено 40 оригинальных деталей, а в другой В только 20. По первому определению коэффициент повторяемости в машине А равен 0,4, а в машине В — 0,2, т. е. в 2 раза меньше.
Очевидно, что расчет ошибочен, поскольку во второй конструкции оригинальных деталей стало меньше и, следовательно, при неизменном общем числе деталей повторяемость увеличилась.
По определению М. Г. Штанко этот коэффициент для машины А равен 2,5, а для машины В -5, т. е. с его точки зрения повторяемость увеличилась в 2 раза, что тоже неверно, так как в 2 раза увеличилась не повторяемость, а уменьшилось число оригинальных деталей. Это, конечно, не одно и то же. В основу определения этого коэффициента следует положить отношение числа унифицированных и нормализованных (т. е. действительно повторяемых) деталей к общему числу деталей в машине.
Тогда для первой конструкции по условиям рассматриваемого примера коэффициент повторяемости будет равен 0,6, а для второй — 0,8, что соответствует действительности, так как повторяемость деталей во второй конструкции (В) больше, чем в первой (А), а не меньше, но не вдвое, а лишь в отношении 0,8 : 0,6.