Коэффициент для машины
Для конструктивных гамм, семейств и рядов этот показатель имеет большое значение не только для оценки повторяемости внутри модели, но и внутри всей гаммы, семейства или ряда. Чем больше величина этого показателя, тем легче, проще и быстрее можно сконструировать и изготовить машину, тем меньше связанные с этим трудовые и материальные затраты.
Нередко (например, в сельскохозяйственном машиностроении) такой показатель приобретает узкий смысл и специальное назначение, скажем, коэффициент повторяемости крепежных деталей, если для завода представляет особый интерес максимальное сокращение номенклатуры крепежа.
Иногда специально определяют коэффициент конструктивной нормализации, характеризующий степень использования в создаваемой конструкции нормализованных деталей. Работа в этом направлении (даже в условиях мелкосерийного выпуска машин) в настоящее время ведется очень широко, что позволяет значительно сократить издержки производства.
Так, на Одесском заводе фрезерных станков им. Кирова коэффициент конструктивной повторяемости в новых серийных станках 675 и 676 соответственно составляет 42 и 77%, а нормализации 29 и 32%. Практика работы завода свидетельствует о том, что унифицированная деталь, вводимая в конструкцию взамен оригинальной, сокращает срок проектирования в 1,5 раза, а нормализованная более чем в 5 раз.