Снижение трудоемкости
О возможностях, которыми располагает современное машиностроение в области снижения веса машин путем применения прогрессивных методов получения заготовок, облегченных конструкционных материалов и пр. писалось достаточно. Однако до настоящего времени они используются еще далеко не полностью. Так, по данным б. ГНТК прогрессивные методы получения заготовок к началу семилетки занимали в балансе литейного производства всего 5% (к концу 1965 г. эта цифра должна возрасти в 5 раз), а кузнечно-штамповочного (включая и листовую штамповку) 25-30%. В связи с этим потери металла в машиностроении все еще чрезвычайно велики: 2 млн. т ежегодно теряется безвозвратно и 4,5 млн. т уходит в стружку.
В значительной степени это объясняется ненормально большими припусками заготовок.
По данным ЦСУ при металлообработке (в среднем по ) 23% расходуемого металла идет в отходы.
Даже на передовых заводах коэффициент использования металла очень низок. Так, на Невском машиностроительном заводе им. Ленина, на заводе Русский Дизель, на заводе подъемно-транспортных машин им. Кирова в Ленинграде при изготовлении многих деталей этот коэффициент не превышает 35-40%. При производстве мощных (100 тыс. кет) паровых турбин он равен 55% и даже в таких высокосовершеиных конструкциях, как гидротурбины для Волгоградской ГЭС, едва достигает 72%. По данным Госплана РСФСР, в среднем по машиностроению он составляет 0,5-0,6. В последнее время на многих заводах возникли комплексные бригады по экономии металла, в составе которых плодотворно трудятся конструкторы, рабочие, технологи и мастера.
Так, па Горьковском автомобильном заводе в результате совместных усилий комплексных бригад удалось снизить вес выпускаемых машин — ГАЗ-51 на 138 кг, ГАЗ-63 на 46 кг и Волги на 52 кг, при этом повышена прочность машин и на 20-30% увеличена их долговечность.
Из металла, сэкономленного на заводе за 9 месяцев 1959 г., можно дополнительно дать стране около 2000 грузовых машин.